«КамАЗ» запустил беспилотные грузовики на федеральную автотрассу М-11 Москва — Санкт-Петербург. Сейчас на ней ездят три беспилотных автомобиля, в середине лета выведут еще три. А со следующего года — 12 машин. Машины будут перевозить грузы. В кабине будет присутствовать водитель, который будет контролировать движение.
На КамАЗе заявили, что беспилотные грузовики будут передвигаться по дорогам по графику 24/7, так как ограничения, связанные с режимом труда водителей-дальнобойщиков, на них не распространяются. Останавливать тягачи планируется только для техобслуживания, дозаправки и погрузки-разгрузки.
На территорию городов такие КамАЗы не попадут: их маршрут ограничен логистическими хабами на въездах в обе столицы. Расстояние от одного до другого составляет 650 километров.
Также на данный момент запуск беспилотных грузовиков официально считается тестовым, поэтому пока в кабинах КамАЗов находятся операторы. Кроме того, они будут брать управление на себя в ситуациях, когда электроника заведомо не справится: на заправках и особо сложных дорожных участках.
Технологии "умной дороги"
Самостоятельно передвигаться тяжёлой машине помогает незаурядный компьютерный "ум", основанный на работе нейросетей. Под контроль компьютера в грузовике-беспилотнике поставлено всё: руль, тормоза, двигатель, коробка передач. Грузовик ориентируется на пути по загруженной в его программу виртуальной "копии" трассы, созданной НПО "СтарЛайн".
Ориентироваться на трассе беспилотникам помогают многочисленные приборы: устройства связи (LTE, 4G, Wi-Fi) и навигации (в том числе 2 приёмника, принимающие сигнал со спутников), системы "технического зрения", собирающие данные при помощи видеокамер, радаров, гидролокаторов и лидаров (приборов, которые измеряют расстояние при помощи луча света). Данные с устройств обрабатывают несколько встроенных в грузовик компьютеров. В результате беспилотная машина заполучает гораздо больший обзор ситуации на дороге, нежели живой водитель — неспроста на заметных ярко-алых корпусах тягачей написано: "Ведётся фиксация нарушений ПДД на 360 градусов".
Опираясь на показания датчиков и виртуальную "карту", грузовик принимает решения о манёврах, разгоне, переключении передач, выборе полосы для езды, обращает внимание на дорожные знаки и ограничения.